Контрольная Этика Сущность и структура морали

6. Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали. В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. М., 1980; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности.

За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью). Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека). По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.

Нравственное поведение

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали.

Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима. Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований.

Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию. В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания.

Мораль как форма общественного сознания и способ регулирования социальной жизни характеризуется следующими основными признаками.1. Всеобщность нравственных норм: требования морали едины для всех членов общества.2. Этикой также называют совокупность моральных норм, принятых в обществе либо в определенной социальной группе. Моральные нормы имеют большое значение для поддержания стабильности общества, сохранения его культурного достояния, определенного образа жизни.3.

Роль морали в жизни человека и общества

В социальной жизни сферы морали и права взаимосвязаны. Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет. Дескриптивная этика — ветвь философии, которая изучает мораль с этой точки зрения. Некоторые формы некогнитивизма и этического субъективизма, формально представляющие собой течения анти-реализма, тем не менее считаются реализмом с точки зрения морального универсализма.

По контрасту, племенная мораль инструктивна, поскольку накладывает коллективные нормы на отдельного человека. Грин связывает развитие территориальной морали с появлением понятия частной собственности и оформлением разницы в общественном статусе. В светских обществах выбор жизненного пути, представляющий понимание человека о правильной жизни, часто является предметом обсуждения в терминах морали.

Джон Ньютон (John Newton), автор книги Complete Conduct Principles for the 21st Century сравнивает восточную и западную культуры с точки зрения морали. При таком понимании мораль представляет собой систему самосохраняющихся и идеологически установленных линий поведения, поощряющую человеческое сотрудничество. Де Вааль обнаруживает у животных помимо сотрудничества и сочувствия даже зачатки чувства справедливости, которое обычно приписывается только человеку.

Требования же морали поддерживаются силой общественного мнения и личной убежденностью человека в истинности и справедливости нравственных ценностей. Таким образом, нравственные нормы представляют собой переплетение социальных установок и личного сознания каждого человека. Нравственные нормы определяют поведение человека, причем общество выносит ему оценку – является ли оно нравственным или безнравственным.