Журнал «Право и безопасность»

Налицо многоконцептуальность описания и изучения этих явлений, различное понимание роли государств в разрешении локальных войн и вооруженных конфликтов. Исключительно важно и то, что все эти государства и группировки интегрированы в единую мировую финансово-экономическую систему.

Деструктивные силы в регионе могут в любое время сыграть на нерешенности этого территориального спора и спровоцировать новую кровавую бойню между ингушами и осетинами. И наоборот, решив этот конфликт мирным путем, власти могли бы восстановить доверие между ингушами и осетинами и повысить авторитет федерального центра в регионе. Анализ общей ситуации на Северном Кавказе в последние годы показывает, что одними силовыми методами с бандитизмом и терроризмом покончить не удается.

Куда повернет Россия

Годами складывавшийся синдром финансово-экономической ущербности, убыточности региона, опасности инвестирования в местную промышленность и инфраструктуру настало время решительно преодолеть. В обоих случаях большую роль в прекращении огня и поддержании мира сыграли российские миротворцы, которые действовали на основании соответствующих двусторонних соглашений.

Также немало разногласий между Соединенными Штатами и европейскими странами по многим экономическим и политическим темам, особенно в части отношений с Россией

В соответствии с нормами международного права нападение на пользующихся законным мандатом миротворцев равнозначно нападению на государство, которое их направило в зону конфликта. Российская Федерация одновременно стала гарантом территориальной целостности и международной безопасности Абхазии и Южной Осетии. Одним из ключевых вопросов является создание благоприятных условий для возвращения в эти республики беженцев. Сухуми и Цхинвали должны на практике показать, как можно мирным путем решать национальный вопрос в современном обществе, как гарантировать права и свободы национальных меньшинств.

В те времена геополитический конфликт происходил под сенью непримиримого идеологического противостояния коммунизма и капитализма

05.05.1994 при посредничестве России и Киргизии под эгидой Парламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке был подписан Протокол о прекращении огня, который был дополнен соглашением от 04.02.1995.

В 1997 г. в результате интенсивных консультаций действующий председатель ОБСЕ назначил Францию, Россию и США сопредседателями Минской конференции. Переговоры по мирному разрешению беспрецедентного по сложности конфликта продолжаются при международном посредничестве, в котором активную роль играет Россия.

Россия не может и не желает защищать ту или иную сторону конфликта, вместо этого будет вкладывать усилия, чтобы стороны достигли приемлемого для всех решения

9 октября там же была проведена трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, Армении и России. Приднестровский конфликт к настоящему времени приобрел характер замороженного и протекает относительно спокойно. Здесь нет предпосылок к гуманитарной катастрофе, нет массового исхода беженцев и почвы для этнических чисток.

Все решения Объединённой контрольной комиссии и её военного органа — Объединённого военного командования принимаются только методом консенсуса. В качестве военных наблюдателей, помимо России, Молдовы и Приднестровья в зоне безопасности участвуют и представители Украины.

С конца 1990-х гг. в России присутствует ощущение растущей угрозы, и даже на официальном уровне была высказана мысль, что окончание холодной войны не укрепило, а ослабило национальную безопасность

Это, прежде всего, Крым, где в последние годы проводится довольно грубая политика ускоренной «украинизации» территорий с преимущественно русским или русскоязычным населением. По мнению ряда экспертов, одновременный рост крымско-татарского населения и проникновение в регион исламистских экстремистских организаций еще более осложняют здесь ситуацию.

Сохраняется напряженность в районах узбекско-таджикской и узбекско-киргизской границ, в Ферганской долине. В целом, Центрально-Азиатский регион остается зоной нестабильности, коридором транспортировки наркотиков и нелегальных мигрантов. Сюда активно проникают мусульманские экстремисты различного толка и международные террористы.

1. Воронцов-Дашков И. Организация местного управления // Стратегия России. 10. Никонов В. Слово главного редактора // Стратегия России. 11. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества по противодействию новым вызовам и угрозам в сфере обеспечения региональной безопасности. Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве.

Развитие событий последней недели, и в частности встречи Алиев — Путин — Рухани, Путин — Эрдоган, Путин — Саргсян, свидетельствуют о том, что в регионе активно развиваются политические процессы. Они, в свою очередь, прямо или косвенно влияют на карабахский конфликт, учитывая хитросплетение интересов в регионе и важность вопросов безопасности.

Но, как стало видно из заявления президента РФ, сделанного в Баку, и из итоговой декларации встречи трех президентов, Алиеву не удалось оправдать своих ожиданий. Можно сказать, что как напряжение в российско-турецких отношениях, так и их примирение хранят в себе ряд возможностей и угроз для Армении.

Обратимся к самым важным факторам каждой из встреч в контексте карабахского конфликта и к влиянию региональных событий на процесс урегулирования конфликта

Но нужно помнить, что Турция всегда была членом Минской группы ОБСЕ и оказывала, как правило, деструктивное влияние на конфликт, поддерживая воинственную риторику Азербайджана. Значит, Турция не сможет заниматься прямым посредничеством в процессе урегулирования карабахского конфликта. Вместе с тем, нужно учитывать, что окончательное урегулирование конфликта подразумевает абсолютную деизоляцию Армении и Карабаха, в том числе, открытие армяно-турецкой границы.

Во время пресс-конференции по итогам встречи президентов Армении и России было озвучено несколько важных факторов. Это означает, что односторонних и необоснованных уступок быть не может. Об этом в своем выступлении сказал и Саргсян. Односторонние уступки исключены, и право народа Карабаха на самоопределение должно уважаться.

Одними из наиболее острых вопросов в этом конфликте остаются: будущий статус республики, освобождение прилегающих к НКР районов Азербайджана и возвращение беженцев. Решающую роль в формировании будущего мироустройства будет играть выбор политического курса Соединенными Штатами, Китаем и Россией. В 90-е годы XX в. Россия столкнулась с новым явлением – военной конфронтацией как между субъектами Федерации, так и внутри их (Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан).