ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Важную роль в развитии общества сыграли экспрессивные, утопические, революционные и реформаторские социальные движения. В результате отношения с папством были прерваны и больше не возобновлялись.

В свою очередь экономическая сфера не смогла бы существовать без людей, носителей классовых, групповых и иных отношений. С4. Что такое революция? Назовите три отличия реформа­торского и революционного развития общества. При этом, по их мнению и убеждению, все, что стоит на пути прогресса, должно быть немедленно отброшено, уничтожено. Революция – это происходящее в течение определенного периода времени (обычно короткого) тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности, коренной перелом в характере социальных отношений.

Насильственный путь, путь революции (по—латыни – «переворота») практически непременно оказывался связан с разрушениями и многочисленными жертвами. В процессе развития социально—политической мысли взгляды и практика действий сторонников революционного пути становились все более ожесточенными и беспощадными.

Виды социальных движений

Это в определенной мере было обусловлено культурными и нравственными традициями Возрождения и гуманизма, а затем и Просвещения, которые отвергали насилие и жестокость. Эти реформы русского императора были в духе революционного пути развития общества. В конечном итоге они способствовали значительному прогрессу в развитии России, укреплению ее позиций в Европе и мире в целом на многие годы вперед.

Социальные движения — это неинституциональный тип коллективного действия, и соответственно их не следует смешивать с социальными институтами. При этом существуют определенные эталоны, нормы, знание того, как должно быть. Тогда люди объединяются в общественное движение.

Как правило, взрослея, молодые люди — участники этих движений — получают профессию, работу, обзаводятся семьей, детьми и в конце концов становятся рядовыми обывателями.

Революционное движение

Утопические движения возникали как попытки создать на земле идеальную социальную систему с добрыми гуманными людьми и справедливыми общественными отношениями. Революция — это неожиданное, стремительное, часто насильственное, кардинальное изменение социальной системы, структуры и функций основных социальных институтов.

Реформаторское движение

Обычно революционное движение развивается постепенно в атмосфере всеобщей социальной неудовлетворенности. Стадия беспокойства связана с возникновением у населения неуверенности в завтрашнем дне, чувства социальной несправедливости, с ломкой системы ценностей и привычных норм поведения.

Социальное движение, которое пытается добиться коренных изменений в обществе, обычно в той или иной мере организовано. На стадии институционаяизации социальному движению придается завершенность и определенность. Социальные движения, достигшие своей цели, например получившие доступ к государственной власти, превращаются в социальные институты или организации.

Утопические движения

Особой остроты аномия достигает в условиях свободного рынка, экономических кризисов и неожиданных перемен социально-политических постоянных факторов. Рядовому гражданину кажется, что он не может достичь своих основных целей в обществе, которое видится ему непредсказуемым и беспорядочным. В этих случаях людям присущи установки на социальные изменения. Движения и контрдвижения всегда сосуществуют там, где представлены группы с разными интересами и целями.

Экспрессивные движения

Практика показывает, что, достигая своей цели, социальные движения прекращают существование в качестве собственно движений и преобразуются в институты и организации. М.М. Сперанского и их судьба. Александр столкнулся с падением своего авторитета в обществе. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением.

Реформация была проведена и в Финляндии, в то время заявлявшейся частью королевства Швеции

Дух свободной критики эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. Столкновения между различными монашескими орденами были не редкостью, так что и в этот раз произошедшее показалось папе «монашеской сварой». В отсутствие Мартина в Виттенберге развернулось бюргерское движение, во главе которого стали Андреас Карлштадт и Габриэль Цвиллинг.

Однако неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению в войне. Это были первые документы, в которых было более-менее последовательно изложено догматическое учение нового религиозного движения. В итоге на рейхстаге в Аугсбурге15 мая1548 года был объявлен интерим — соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки.

С составленным уложением был ознакомлен Лютер, и с его одобрения в сентябре того же года новый церковный закон был утвержден. У него растет убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и психологическую поддержку институтов данного общества.