Владимир Левин «Дуэль Лермонтова» («Литература и ты» Вып

Существует ли дружба между Печориным и Грушницким? И Печорин хладнокровно убивает Грушницкого, заключая разыгранную только что сцену словами: «Finita la commedia». Как и затем в «Фаталисте», Печорин предлагает довериться фортуне: они с Грушницким бросают жребий, кому стрелять первым. Если бы Печорин на самом деле струсил — это было бы спасением для Грушницкого: его самолюбие было бы удовлетворено и он мог бы не стрелять в безоружного.

Оборачиваюсь: Грушницкий! Во-первых, Печорин не верит дружбу. Как известно, Печорин хорошо знает людей и видит их насквозь. Грушницкого: его трусость, хвастовство и т.д. Печорина за то, что тот его «раскусил». Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину.

Печорин ранит Грущницкого. Грушницкого, который кивнул головой в знак согласия. Я его поставил в затруднительное положение. Грушницкому довольно громко, – ничего не понимаешь! Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся! Грушницкого, – все вздор на свете!.. Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, смущенный и мрачный. Главным действующим лицом романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” является Печорин.

И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю.

Грушницкий — юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект — основное его наслаждение. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого.

Личность Печорина

В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: “Стреляйте. Нам на земле вдвоем нет места…” Печорин не промахнулся. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков.

Г. Лермонтов недавно погиб на дуэли, причины которой остались неясными”. Родился в 1932 году в Ленинграде. Горького, в еженедельнике “Литературная Россия”. Известия АН СССР (серия литературы и языка)”. В VI томе “Сочинений М. Ю. Лермонтова». Главный герой произведения – человек, наделенный острым умом и внутренним благородством, употребил их на ничтожные развлечения, назвать которые невинными язык не поворачивается.

Анализ эпизода, равно как и всех предшествующих событий, позволяет прийти именно к такому выводу. Динамика развития отношений этих персонажей – одна из основных в повести. Итак, в Пятигорске, на водах, встречаются два человека. Печорин Грушницкого презирает. Вся жизнь молодого юнкера – притворство, даже солдатская шинель, которую он носит, следуя новой кавказской моде, ничего не значит, ведь скоро молодой человек будет произведен в офицеры.

Безответственность и порок

Всем, что тщится продемонстрировать Грушницкий, обладает Печорин. И разочарованностью в жизни, и богатым прошлым, и властью над женским сердцем. Положительного героя в этом произведении нет, хотя персонаж, от имени которого ведется повествование, все-таки выглядит предпочтительнее.

Ничего удивительного, что и окружающие становятся объектом столь же недоброжелательного внимания. В каждом человеке Печорин видит слабости и пороки – и не может найти в себе ни силы, ни желания их простить. Поводом служит ее трогательное участие к раненому солдату (ведь Грушницкий красуется в шинели) – девушка подает ему уроненный стакан.

Наблюдение за ним забавляет Печорина – Грушницкий напрочь лишен как чувства меры, так и способности к самокритике. Последующий анализ дуэли Печорина и Грушницкого ясно показывают, как мало в сердце молодого юнкера любви и как много – уязвленного самолюбия.

Склонный преувеличивать все на свете, Грушницкий интерпретировал ее невинный интерес и расположение как любовь. Но разве девушка в этом виновата? Причиной потери интереса к Грушницкому стал в том числе и Печорин, который отчасти от скуки, отчасти назло т.н. приятелю, добивается от молоденькой княжны большого чувства.

Пользуясь знанием женской природы, Печорин становится причиной бессонных ночей и глубокой печали ни в чем неповинного существа. В этом смысле главный герой повести не вызывает сочувствия – по крайней мере в женской части аудитории. Он ничем не гнушается, чтобы лишить княжну Мэри общества Печорина – и делает большую ошибку. Грушницкий не может предложить ничего взамен: разговор его скучен и однообразен, сам он – смешон.

Эта личность весьма интересна и выступает в повести своеобразным демоном-подстрекателем, что подтверждает анализ дуэли Печорина и Грушницкого. Наконец Печорин требует себе заряженный пистолет, и подлый замысел Грушницкого не удается. Это неудивительно: если Печорина еще Белинский назвал «Онегиным нашего времени», то и Грушницкого часто сравнивают с Ленским. Прапорщик Печорин и юнкер Грушницкий знакомятся во время службы на Кавказе.