Венера и Марс на финансовом форуме

По итогам 2015 года доходы государства от продажи государственной собственности должны составить 185,5 млрд рублей, в 2016 году — 99,9 млрд, а по итогам 2017 года — 3 млрд рублей. Снижение обменного курса рубля к доллару на один рубль приводит к формированию дополнительных доходов бюджета в размере 260–270 млрд рублей. И это как раз в то время, когда доходности и так стали расти – на ожиданиях и более высоких процентных ставок в США, и (после избрания Трампа) ускорения роста ВВП и инфляции.

Экономист, инвестиционный консультант, старший аналитик ИК «Риком-Траст», советник ряда общественных движений и партий. Родился в 1988 году. Окончил бакалавриат и магистратуру МГИМО, ученик профессора МГИМО Валентина Катасонова. Но более вероятна полноценная рецессия со спадом ВВП в диапазоне 0,7–1%. Столь радужных оценок с движением капитала можно ожидать только от правительства, которое на протяжении шести лет подряд перманентно ошибается в своих прогнозах.

Серьёзные просчёты и ошибки в оценке бегства капитала серьёзно повлияют на проект федерального бюджета на ближайшие три года и сделают его крайне далеким от реалий. Тогда как в экспертном сообществе предупреждали, что наиболее вероятно снижение курса рубля до 36–36,5 рубля за доллар. Аналогичной будет ситуация и в будущем году. Избыточно оптимистичный прогноз по курсовым соотношениям позволит чиновникам занизить размер плановых бюджетных поступлений и обязательных расходов.

Венера и Марс на финансовом форуме

Весьма любопытен официальный прогноз по цене нефти: в проекте бюджета на все ближайшие три года заложена одинаковая, неизменная цена на нефть в размере 96 долларов за баррель. Безусловно, риск существенного падения нефтяных цен есть и постоянно увеличивается. Она критически зависима от нефтегазового комплекса (треть прибылей в экономике, 52% поступлений в федеральный бюджет и 75% экспортных доходов). Не стоит удивляться тому, что в отечественной экономике остаётся всё меньше точек роста и рентабельных сфер деятельности.

Майские указы президента от 2012 года в рамках существующей бюджетной политики выглядят нереализуемыми. Налогово-бюджетная политика правительства должна носить чётко выраженный контрциклический характер, сглаживая и нивелируя негативные последствия неблагоприятной экономической конъюнктуры.

Поэтому, следуя этой странной и ущербной логике, Минфин «бюджетное правило» ужесточит, а расходы урежет. Этот бюджет не способен элементарно сгладить негативные последствия от ухудшения экономической конъюнктуры и предотвратить скатывание экономики в кризисное состояние.

Так, в номинальном выражении в 2017 году по сравнению с 2014 годом совокупные расходы федерального бюджета вырастут на 21,7% — с 14 до 17 трлн рублей. Другими словами, с учётом снижения покупательной способности российского рубля, никакого реального увеличения расходов и инвестиций государства не предусмотрено.

Закат Меркурия и восход Марса

Более чем на 16,2% в реальном выражении увеличатся затраты на национальную оборону — средства будут направлены на техническое переоснащение и перевооружение армии в рамках гособоронзаказа. Другими словами, средний уровень оплаты труда в федеральных министерствах и ведомствах в 5–10 раз превышает уровень оплаты труда половины экономически активных россиян.

Но пока к отказу от догм вульгарного либерализма и «кудринизма», как и к смене состава кабинета министров, руководство России, видимо, не готово. На протяжении без малого четверти века в России наблюдается крайне искажённое и извращённое понимание целей и функций налогово-бюджетной политики. Правительство РФ рассматривает налогово-бюджетную политику исключительно с точки зрения необходимости пополнения бюджета, увеличения доходов и недопущения возникновения дефицитов.

Даже смехотворные десятые и сотые доли процентов ВВП, выделявшиеся на эти цели, подлежат дальнейшему сокращению. В «противовес» агрессивным действиям США и ЕС руководство финансово-экономического блока правительства решило… Складывается ощущение, что Минфин и ЦБ России соревнуются с Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем в том, кто сможет нанести больший ущерб российской экономике и финансовой системе.

Манипуляции с курсом рубля

И прежде всего, сильнейшего за последние пять лет падения обменного курса рубля, что автоматически резко увеличивает рублёвые издержки бюджета на обслуживание и погашение валютных займов. Нет никаких, даже самых минимальных, гарантий того, что завтра или послезавтра правительство России не передумает и не вернётся к старой практике.

Так, за период с января 2010 года по август 2014 года внутренний государственный долг России вырос с 1,83 до 4,53 трлн рублей, тогда как размер внешних займов вырос с 36,5 до 54,6 млрд долларов. В руб-лёвом эквиваленте суммарный долг России увеличился более чем в два раза — с 3,03 до 6,5 трлн рублей, или без малого на 3,5 трлн рублей. Итого суммарный размер пресловутой «подушки безопасности» России усилиями удушающей фискальной политики Минфина стал больше на 3,2 трлн рублей.

По большому счёту заявление Силуанова — всего лишь ни к чему не обязывающие мысли вслух одного отдельно взятого чиновника, пускай и крайне влиятельного. Гораздо важнее то, что написано в проекте бюджета — главном финансовом документе страны.

Следствием проводившейся в 1995—1998 годах макроэкономической политики стали, в частности, спад производства и значительный отток капитала из страны. Весьма показательно, что за тот же период средний размер номинальной заработной платы в экономике России вырос на 10,5% и достиг весьма скромной отметки 33,5 тыс. рублей. В стране начался резкий рост бедности и социального неравенства.