Система работы над безударными гласными

Упражнение 138. Прочитайте и объясните какие слова с какими связаны в данных предложениях по смыслу. Упражнение 96. Придумайте по два слова с приставками с-, на-, у-, пере- и составьте с ними предложения. Подчеркните слова, в которых есть не проверяемые ударением гласные. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.

Вопрос о выборе правильной гласной при написании этих слов возникает, потому что на гласную в корне не падает ударение. 1) ух…дить Можно подобрать проверочные слова ход, уход. В этих словах на букву о падает ударение, поэтому сомнений в том, как они пишутся, не возникает. 2) аргум…нтировать Можно подобрать проверочное слово аргумент, в котором ударение падает на букву е. Значит, правильное написание аргументировать.

2 этап работы над правописанием слов с
безударными гласными связан с изучением корня и
однокоренных слов

Проверочное слово для слова просв…щение — свет, поэтому надо писать просвещение. Проверочное слово для слова посвящение — святость, поэтому посвящение пишется через букву я. Проверочное слово должно быть однокоренным, то есть непременно близким по смыслу. Возвращаться. Проверочное слово — возврат. Извинение. Проверочное слово — невинный. Список корней с чередующейся гласной нужно знать наизусть.

В данном примере два слова с чередующейся гласной корня: растереть (корень -тер- — -тир-: растирать), неприкосновенный (корень -кос- — -кас-: касание). В первом ряду вам удастся легко подобрать проверочные к словам избежать (бег) и дробить (дробь). К слову система проверочное слово не подбирается. В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам.

Корни, написание которых зависит от наличия в слове суффикса -а-

Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий. При выборе написания оили ав безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-(-ива-).

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке. Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.

Корни с чередованием гласных

Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться. Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». 4 слова с безударными гласными). Новый год наступил ровно в полночь. Обь – самая длинная р…ка в России. В тёплую погоду сне… сырой и ли…кий. Название должно выражать главное в содержании картинки и хорошо запоминаться.

Данные и проверочные слова записывайте.Луг — луга, на лугу, луговой. Упражнение 21. Вставьте пропущенные согласные и спишите предложения. В скобках путём изменения слова укажите, как можно проверить написание согласной. 1. По горе избушки тесно в ря… стоят. 2. За деревней тянется глубокий овра….

1. Всех нас объединяет любовь к Родине 2. Объявлен набор в ремесленное училище. 7. С чем приехал, с тем и отъехал. Упражнение 42. Спишите и вставьте в слова пропущенные ь или ъ; объясните их написание. Леса и воды — краса природы. В нашей реке много воды.5. По степям в моря реки катятся. Упражнение 49. Прочитайте стихотворение. О каких недавних событиях в нём говорится? Она вон там, в саду…— Да где же, где?—А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.— Что ж, бой не ждёт. Влезай сюда, дружище!

3. Агроном применил в колхозе глубокую вспашку полей. 4. Столяр привёл в порядок свой инструмент и приступил к ремонту магазина. Написание таких слов надо запомнить или справляться в словаре (словарик дан в конце учебника).

5. Намельнице и стук и гром; колёса-то в воде шумят, а брызги вверх огнём летят. 6. Поют щеглы и малиновки, щебечут ласточки, жаворонки звенят над полями. Упражнение 74. Дополните списки слов по указанным группам. Используйте для этой работы словарик в конце учебника. Упражнение 84. Рассмотрите картинку и составьте по ней словарик на тему „Город».

1.Осенью поспевают лесные орехи. 2. В телеге еду по холмам. 3. На луга и на поляны в сентябре ползли туманы 4. Заяц выскочил на поляцку и долго прислушивался.5. 6. В апреле земля преет. 7. Барабан зазвучал.

9. Воз свалился в канаву. 10. Сено убрали в сарай. 11. На заборе уселась стайка воробьев. 12. Мы вошли в зал, где были белые колонны. Лесной сторож отыскал в лесу берлогу. Когда сойдёт снег и просохнет под ветром з…мля, начинается в колхозах в…сенний сев. Сырые и чёрные, ложатся за плугом пл…сты. Бодро работают люди. з…л…тым д…ждём сыплются в свежие бор…зды с…мена.

Спишите стихотворение и объясните устно сначала написание слов с выделенными гласными, а потом слов, напечатанных жирным шрифтом. Как эти слова изменялись в рассказе? Какая часть в них изменялась и какая осталась без изменения? Окончание — изменяемая часть слова. Та часть слова, которая при связи данного слова с другими остаётся без изменения, называется основой. Упражнение 93. Прочитайте примеры и укажите, как,изменяется окончание слова рука при связи его с другими словами.

Упражнение 166. Спишите и подчеркните в каждом предложении однородные подлежащие. Упражнение 91. Укажите в прочитанной статье изменения выделенных слов часы и часовщик. Сначала исключите все ряды, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне. Таких корней немного, и вы должны помнить их наизусть.