В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться.
Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека.
В мире растет число ученых, наука оказывает все большее влияние на жизнь людей: полеты в космос, лечение ранее неизлечимых болезней, компьютерная революция и т.д. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных ценностей.
Дело в том, что наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний
В.Войно-Ясенецкий). Эти признаки применяются в равной, степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым…
Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории.
Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны.
И только в конце — «для вида», то есть для всей стаи, но так, чтобы в ней отобрать для размножения самых сильных
Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? В ответе сделан правильный выбор из двух понятий: деятельность человека целенаправленна. Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..
Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, т. е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту.
Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов.
И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами
Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам.
В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. Какой прогноз развития человечества в XXI в. даёт автор? С обострением каких глобальных проблем связан этот прогноз?
Однако новые открытия ставят и новые проблемы, в том числе и морально-этического свойства. На заре атомной физики человеку казалось, что он может выступать в роли наблюдателя, который стоит вне исследуемой им и подвергающейся его воздействию Природы.
В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах.
И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохра¬нению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке. Но в правильном и своевременном решении со¬циальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию обще¬ства как системы. Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным.
Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. (…) машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие.
Можно ли утверждать, что в них проявляется исключительно биологическая природа человека? По ним потом оценивается мир и предписываются действия — «это — хорошо, это — плохо», «должно — можно — нельзя».
С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.