Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н. Некрасова.

Изучение поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в школе в контексте традиций русского фольклора. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывает о путешествии семерых крестьян по России в поисках счастливого человека. Возможно, лучшее произведение, которое подробно и правдиво описывает жизнь крестьян на Руси, – это поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

По замыслу Николая Алексеевича Некрасова, странники должны были в конце пути достичь Петербурга, но из-за болезни и скорой смерти автора поэма осталась неоконченной.

Мужики соглашаются, и пеночка указывает им место в лесу, где закопана коробочка со скатертью-самобранкою. Крестьяне спешат в лес, где действительно находят скатерть-самобранку. Обрадованные, они устраивают пир и дают зарок: не возвращаться домой, пока доподлинно не узнают, «кому живется счастливо, вольготно на Руси?». Счастье, по мнению попа, заключается в трех вещах: «покой, богатство, честь». Да, были времена, когда дворяне чтили попа, играли пышные свадьбы и приезжали в свои имения умирать – вот и была священникам работа, нынче же «рассеялись помещики по дальней чужеземщине».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н. Некрасова.

Кузьминское – богатое, хоть и грязное село. В нем есть две церкви, училище (закрытое), грязная гостиница и даже фельдшер. Один пьяный парень закапывает в землю свою одежду, уверяя всех, что «хоронит матушку». Ему возражают: пьет крестьянин в основном с горя, и грех это осуждать или тому завидовать. Возражающего зовут Яким Голый. Его историю Павлуша тоже записывает в книжечку. Еще в молодости Яким накупил сыну лубочных картинок и сам не меньше ребенка любил на них глядеть.

Критика творчества Некрасова

Наслушавшись историй, странники усаживаются подкрепиться, затем один из них, Роман, остается у ведра водки за караульного, а остальные вновь смешиваются с толпой в поисках счастливого. Странники ходят в толпе и зовут явиться счастливого. Если такой появится и расскажет им о своем счастье, то его на славу угостят водкой.

Его счастье, по его словам, «в благодушестве» и в «косушечке», которую нальют мужики. Белорусский крестьянин счастлив тем, что здесь он ест досыта ржаного хлеба, ведь на родине хлеб пекли только с мякиной, и это вызывало страшные рези в животе. Тут один из подошедших к ним людей советует «спросить Ермилу Гирина», ведь если и он счастливым не окажется, то нечего и искать.

Образ революционного демократа в поэзии Н. А. Некрасова

Ермила смог перебить его цену, но вот беда – денег, чтобы внести задаток, у него с собой не было. Тогда он попросил отсрочку в час и побежал на торговую площадь просить денег у народа. Гирин служил писарем в конторе и никогда ни с кого не брал копейки, а советом помогал.

Значение и оценка творчества Некрасова

Только один раз «покривил душой» Ермил, когда не отдал в рекруты своего младшего брата, Митрия, заменив его сыном Ненилы Власьевны. Но тут в разговор вмешивается поп: все это так, но идти к Ермилу Гирину бесполезно.

Помещик сначала пугается, заподозрив в них разбойников, но, разобравшись, в чем дело, смеется и начинает рассказывать свою историю. Они ничему не обучался, и «думал век так жить», а вышло по-иному.

В них дворянская семья: два барина с женами, маленькие барчата, прислуга и седой старичок-барин. Старик осматривает покос, а все кланяются ему чуть не до земли. В одном месте он останавливается и велит разметать сухой стог: сено еще сыровато. А вот Агап Петров не может смириться с тем, что и на воле им будет кто-то помыкать. Она рассказывает о своей жизни. Тогда только и счастлива была, как росла в родительском дому. Но быстро промчалось девичество, и вот Матрену уже сватают.

Не было у нее в жизни радости, пока не родился старший сын, Демушка. Свекровь запрещает Матрене брать Демушку в поле: с ним она мало работает. В селе Вахлачина идет пир. Сюда собрались все: и странники, и Клим Яковлич, и Влас-староста. Только когда барин отдал в солдаты его племянника, Яков запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки Яков его не простил, и смог отомстить Поливанову: завез его, с отнявшимися ногами, в лес, а там повесился на сосне над барином.

Научная статьяпо специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество» из научного журнала «Филология и культура», Камалова Л. А.

Любовь к матери сливается в его сердце с любовью ко всей вахлачине. И мужики, бросив свои дела, отправляются в нелегкий путь поиска справедливости да счастья.

На ярмарке мужики познакомились с новым в поэме персонажем – Павлушей Веретенниковым. Он-то и вещает нашим «героям» об ужасной черте русского человека – пьянстве. В этой главе образ героя Ермилы Гирина окрашивается новыми красками. Ермила принимает решение о том, чтобы просить помощи у народа ссудить ему эту сумму. И в базарный день на торговой площади осуществляет задуманное. Эта история как ра з- таки и соотнесена с поисками счастья человека.

Рождение и происхождение

А в народе о нем идет добрая слава защитников крестьянских интересов. В процессе рассказа, помещик понимает, насколько никчемна его жизнь: « …Чему учился я? Что видел я вокруг? Коптил я небо Божие, Носил ливрею царскую, Сорил казну народную И думал век так жить». Глава оканчивается слезами помещиками и его ощущением себя глубоко несчастным человеком.

Краткое содержание

В тексте это отображается словами: «Помалкивайте, кланяйте сь, да не перечьте хворому , мы вас вознаградим». В конце второй части становятся явным факт слабого самосознания крестьян. Третья часть поэмы автор составил из пролога и восьми глав. Повествование происходит от лица Матрены Тимофеевны, которую все вокруг считают счастливицей, хотя самой Матрене так не кажется.

Полиция, игнорируя ее горе, не посчитав это оправданием, обвинила в сговоре с каторжником. На этом ее беды не закончились : вскоре, она хоронит и своих родителей. Мужа возвращают домой. В итоге своей исповеди, Матрена говорит мужикам: «Не дело между бабами счастливую искать!». Старушка, в том же селении, дала очень точную характеристику женской доли: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!

Хорошо на Руси живется интеллигенту-демократу Грише Добросклонову . Который являет собой революционера-демократа, который готов бороться за народное счастье. Чувство, побудившее Некрасова написать поэму, не что иное, как чувство настоящей искренней любви к русскому народу. В любви к нему о н находил свое оправдание. Эти слова выражают потребность Некрасова в любви народа, которая и послужила источником вдохновения для его поэзии.

Намечаются два новых действия: вахлаки решают «свои луга наемные сдать на подати» и второе — позвать к себе сына Трифона — Григория, надеясь услышать в его новой песне ответ на вопрос «что делать?». Некрасов подчеркивает важность изменения содержания песен — отказ от старых и освоение новых. В понятие «старые песни» включены песни о реформе. Прошлое, «крепь», осмысливается сейчас только через песни, в которых все нужно понимать наоборот.

Песня призвана раскрыть, «славно ли жить народу на Руси святой», если барин «взял корову», «берет дочерей», земский суд «съел» кур, царь берет «мальчишек». Русь-матушка! царь-батюшка!.. Некрасов вводит в поэму солдата Овсянникова, знакомого многим мужикам.

Кому на Руси жить хорошо” — поэма, значение которой сложно переоценить. Также Некрасов печатал в журнале свои стихи и заметки. В 1858 годуН. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым было основано сатирическое приложение к журналу «Современник» — «Свисток». В этот период журналу Некрасова было объявлено «первое предостережение».