Перспективное планирование опытно-исследовательской деятельности в ДОУ

Планирование экспериментально-опытной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе стимулируется разнообразными педагогическими приемами. В сентябре начинается познавательно-исследовательская деятельность. Планирование работы с детьми по познавательно- практической деятельности (экспериментированию).

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Перспективное планирование опытно-исследовательской деятельности в ДОУ

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. 1. Наш участок.Задачи и содержание: Закрепить знания детей об особенностях осеннего участка.

Провести опыт: залить ход червяка в земле водой. Выяснить, почему он вылез из-под земли (нечем дышать).3. Ветку берёзы принести в группу и провести наблюдение — как из почек появится лист.5. Воздух. Задачи и содержание: Познакомить со свойствами воздуха. Провести беседу о том, что воздух везде вокруг нас, мы его не видим. При помощи воздуха мы дышим. Провести исследовательские действия: есть ли воздух в пластиковой бутылочке (сжать).

Лёд. Вода.Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами льда. Провести опыты: положить лёд в горячую воду, в холодную воду. Что произойдёт, если его посыпать солью? Солёный лёд тает быстро. Обследование: гладим ладошкой, мнём, сгибаем, дуем на неё. Что произойдёт, если опустить бумагу в воду?14. Провести опыт с магнитом и металлическими предметами.16. Показать шлифовальные камни, камни в ювелирном изделии.17. Звёзды в небе.Задачи и содержание: Продолжать знакомить детей с Полярной звездой и созвездием Большой и Малой медведиц.

Функции познавательно–исследовательской деятельности в ДДУ

Весна. Ветер. Дождь.Задачи и содержание: Рассказать детям о силе ветра. Научить определять его направление с помощью ленточек, флажка или по дереву (оно наклоняется в ту сторону, куда дует ветер). Исследование: налить в каждую бутылочку разное количество воды, снова подуть над горлышком бутылки. На ветке дерева рассмотреть почки. Поставить ветку в вазу с чистой водой и наблюдать, как распустятся листья.

Способы активизации познавательной деятельности дошкольников

Наш огород. Вода. Свет. Проращивание луковиц.Задачи и содержание: Продолжать выяснять значение света для жизни растений. Опыт: Поместить луковицы в стеклянный сосуд, налить в него воды. Вторую луковицу оставить в банке без воды и поставить в темноте. Сделать вывод о том, что в темноте побеги жёлтые, бледные. Отметить, что в банке с водой быстрее появятся корни, без света – корней нет.27. Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии.

Подобная деятельность помогает будущему первокласснику устанавливать причинно–следственные связи, ориентироваться в пространстве и времени, соединять разрозненные факты в единую картину. Активность выражается в способности самостоятельного выбора ребенком определенных видов деятельности. В современной педагогике выделяют несколько вариантов подобной деятельности. В первую очередь воспитатель старается путем образности, мотивации, эмоциональности обеспечить у своих воспитанников интерес к поставленной перед ними задаче.

Например, в старшей группе можно предложить ребятам тему, связанную с хлебом. В зависимости от поставленных вопросов и формируется план исследований. В октябре малыши отправляются вместе со своим наставником на экскурсию на хлебокомбинат.

Например, нужно будет понаблюдать неделю за тем, как ярко светит солнце, как часто идут дожди осенью, и зарисовать полученные результаты в журнал. Еще одним направлением для познавательной деятельности дошкольников может стать исследование продуктов питания.

Исследование можно проводить не только в детском саду, но и за его пределами. А в завершение праздника можно организовать «здоровый стол», на котором будут присутствовать только полезные продукты. Познавательная деятельность должна начинаться со средней группы детского дошкольного учреждения. При четком планировании подобной работы можно будет рассчитывать на развитие у детей самостоятельности.

Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи). Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в познавательно-практическом центре).

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Приведем пример планирования подобной работы в детском саду. Познавательно-исследовательская деятельность должна быть четко продумана, распределена по месяцам. По мере взросления ребенка происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности, в нее включаются более сложные элементы. Пудова Н. В. Планирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар.