Образование в Древнем Египте

В Древнем царстве серьги были небольшими и сделанными из золота. Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Так же одевались и слуги в домах богатых египтян. Одновременно это еще и история об образовании в поздней Древней Греции. Интересен способ умащивания и увлажнения волос в Древнем Египте.

Нынешняя система образования обязана Древней Греции хотя бы названиями образовательных учреждений: школа, гимназия, академия, лицей — все они вышли оттуда. О том, как и чему обучали детей в Афинах и в Спарте, рассказывает Артем Асташенков. Древняя Греция — своеобразный фундамент европейской цивилизации. О преемственности культуры и передаче знания мы еще поговорим — в том числе, когда доберемся до конфликта Афин и Спарты — но сначала необходимо разобраться с несколькими базовыми моментами.

Или французский, или немецкий, или английский — в зависимости от того, где и когда в Европе вы ставите этот вопрос. Но спустя две с половиной тысячи лет мы продолжаем говорить об образовании в терминах, которые дала нам древнегреческая цивилизация.

Образование в Древнем Египте

В романских и германских языках эта двусмысленность обычно еще заметна, а вот в славянских утвердилось позднее учебное содержание термина. Ликеем» (в честь Аполлона Ликейского) назывался гимнасий, где базировалась перипатетическая школа Аристотеля. Когда историки говорят о школах, да и вообще о культуре Древней Греции, они обязательно разделяют два центра влияния — Афины и Спарту. Проблема в том, что вопреки военным победам последней, знаем мы больше как раз об Афинах.

Спартанцы практически не оставили документальных свидетельств о своей жизни в доэллинистический период. Грамоту преподавали в минимальном объеме, основной упор делался на физическое воспитание. Агогэ было обязанностью для граждан Спарты и редкой привилегией для остальных. Маленькие афиняне начинали учиться с семи лет. В зависимости от благосостояния семей, обучение проходило индивидуально на дому или в группах. В программу обычно входили счет, чтение и письмо при помощи покрытых воском дощечек и стилосов.

Прически Древнего Египта

В те времена это была спортивная школа, готовившая афинян к воинской службе. Сегодня человек, отучившийся шесть лет в европейском университете по направлению философии, гуманитарных или социальных наук носит титул «магистр искусств» (Master of Arts, Artium Magister). На вопрос «при чем тут искусство» есть короткий и длинный ответы. В современном понимании (которое отражено в описании магистерской степени в предыдущем абзаце) это не слишком значительное искажение.

Этот текст в аллегорической форме закрепил представление о круге научных знаний, формирующем образованного человека и необходимом для занятия философией. Остается один вопрос: причем тут Древняя Греция? Новая школа пыталась риторику препарировать, вывести закономерности и правила. Образовавшуюся преподавательскую нишу заполняет класс педагогов, уверенных в относительности истины.

Жизнь древних египтян

Поскольку в представлении софистов знание может быть лишь эмпирическим и относительным конкретного наблюдателя, то и ценность имеет лишь то, что принесет пользу этому конкретному индивиду. А тому в первую очередь понадобится преуспеть в общественной жизни. Так риторика становится краеугольным камнем нового образования. Платон, к тому же, вернул в риторику вопрос морали.

Классический период был эпохой открытий и хаоса в педагогике. Достойными «школьной программы» были признаны Гомер, Эсхил, Менандр, Эврипид и Демосфен. Популяризация образования на закате Древней Греции шла как внутри, так и вовне. Все больше педагогов занимались только обучением уже сформированным дисциплинам. Римляне отправляли своих детей учиться в греческие провинции.

Педагоги Древней Греции предопределили развитие образования в Западной Европе более чем на тысячелетие вперед. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. При этих школах были библиотеки, где хранились древние тексты: религиозные, назидательные и литературные произведения.

Древние греки большое внимание уделяли развитию тела и учению. Ко времени расцвета древнегреческой культуры (V–IV вв. до н.э.) в Афинах было много заведений для занятий науками и спортом. В 7 лет мальчиков отдавали педагогам.

Это были рабы. Педагоги водили детей в школу, занимались воспитанием. В школах читали знаменитые произведения литературы, часто заучивали их наизусть. В школах Древней Греции изучались грамота, арифметика, музыка, пение, рисование. Помимо обычных школ, с 12 лет мальчики учились в палестрах. В палестрах занимались гимнастикой, спортом (борьбой, бегом, метанием диска и копья, плаванием), военной подготовкой, правилам поведения.

Взрослые, желавшие продолжить обучение, занимались в гимнасиях. В гимнасиях занимались гимнастикой. Помимо этого, в гимнасиях выступали ораторы, устраивались дискуссии. В ней изучали философию, историю, политику, математику. Образование нужно было даже простым пахарям, ведь каждый афинский гражданин мог принимать участие в управлении полисом.

Афинская школа, в сравнении со спартанской была более сбалансирована, но и хуже структурирована. Лишь позднее, через культурные обмен с другими народами в Древний Египет пришли многоцветные и полосатые одежды. Кроме частных палестр, были в Афинах и три гимнастические школы – гимнасии, принадлежавшие государству. Поэтому арифметика и начала геометрии тоже преподавались в школах, но не слишком подробно. В своей школе он преподавал и риторику, и диалектику, впервые успешно их разделяя.