Налоговая система и классификация налогов

В отличие от налога на недвижимость и земельного налога бюджетные организации освобождены от экологического налога полностью. Согласно ст.1 Закона РБ «О налоге на недвижимость» бюджетные организации плательщиками налога на недвижимость не являются.

Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т. е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер.

Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение. Элемент налога — понятие, используемое при изучении конкретных налогов. Различают следующие элементы налога, без которых налог не может считаться установленным. Налогоплательщик — организация или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Она предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют доходную часть бюджетов разных уровней. Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно-экономических отношений.

Налоговая система и классификация налогов

Прямые и косвенные налоги. Исторически прямое налогообложение возникло как наиболее ранняя форма изъятия в доход государства части доходов налогоплательщиков. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика.

Налог на прибыль (доход) организаций

Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины. Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и услуги.

Фискальная монополия — специфический вид косвенного налога на товары, производство или реализация которых являются исключительной монополией государства. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определенного вида, при частичной — монополизирует или только производство, или только реализацию какого-то товара.

Во всех странах налоговые доходы бюджетов построены на основе разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Формирование рыночных отношений в России потребовало коренного и быстрого изменения форм мобилизации доходов бюджетов разных уровней. Все налоги и сборы вводятся и отменяются только органами государственной власти, при этом фискальные полномочия органов каждого уровня четко оговорены законом.

Сущность и функции налогов

Налоговая система была разработана в сжатые сроки, что повлекло за собой множество погрешностей и противоречий в налоговом законодательстве. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 3 млн. предприятий и организаций. Примерно третья часть из них — это предприятия, которые прошли регистрацию, но не предоставляют отчетности и не платят налоги («мертвые души»).

Наиболее сложен и актуален, вызывает массу споров и противоречий вопрос о разделении налогов по уровням бюджетной системы. В Налоговом кодексе РФ предусматривается значительное сокращение числа налогов, он отменяет многие неэффективные и нерыночные налоги. Такое разделение налогов связано с федеративным устройством России, соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственными источниками доходов.

Налог на добавленную стоимость

Они подлежат внесению в Государственный реестр нормативных актов, который ведется Министерством юстиции РФ, и соответственно имеют свой индивидуальный номер и дату государственной регистрации. Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации.

Налог на имущество организаций

Это касается регулирующих налогов. В пределах закрепленной за ними ставки субъекты Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения. Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими бюджетными доходами. Кроме того, субъект РФ вправе устанавливать свои собственные формы отчетности по конкретным региональным налогам и сборам.

В развитых капиталистических государствах местные налоги и сборы получили широкое развитие, на их долю приходится до 80% от всех поступлений в местные бюджеты. В Российской Федерации поступление местных налогов и сборов в доходную часть бюджетов городов и районов не одинаково и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Доля местных налогов и сборов колеблется от 0,7 до 17%, и они не способны полностью покрыть финансовые потребности территорий.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления не имеют собственной доходной базы, достаточной для покрытия своих бюджетных расходов. В соответствии с этим Законом определены доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

За каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе собственные налоги и сборы, а также другие местные доходы. Однако в отдельных случаях федеральным законодательством могут быть предусмотрены нормативные отчисления от местных налогов и сборов в вышестоящие бюджеты. 5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе.

Налог на прибыль служит значительным источником формирования доходной части бюджетов разных уровней. В доходах консолидированного бюджета РФ этот налог стабильно занимает третье место после НДС и акцизов. Налог на прибыль был введен в результате налоговой реформы. До этого формирование доходной базы бюджетов осуществлялось в виде платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, свободного остатка прибыли и отчислений от прибыли. 4) организации, имеющие в своем подчинении территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета (текущего, корреспондентского).

Прибыль от реализации продукции характеризует чистый доход организации, полученный в данном налоговом периоде. Доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях.

Убыток от реализации основных средств и имущества не уменьшает налогооблагаемую прибыль. В третий и четвертый годы работы они уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки.

Так, если недвижимость стоит менее 55 000 долларов, то налог равен сумме в 0.5 процента. Налоги, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате налога на прибыль в РФ в размерах, не превышающих сумм налога по российскому законодательству. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.