Музыкальные иллюстрации к повести А

Для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки? Друг от друга эти жанры отличаются и содержанием, и формой. Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”.

Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе.

Это путаница в понятиях, когда такие стили как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения. Историческая песня, ария, романс, кантата, опера, марш, вальс, прелюдия, соната — все это примеры различных музыкальных жанров.

Вальсы, например, писали почти все композиторы XIX—XX вв. Таким образом, жанр — это определенный тип музыкального произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число сочинений. Здесь все иное: иная цель музыки, иное содержание и форма. Музыка колыбельной песни должна успокаивать малыша, окутывать теплой лаской, погружать в размеренный ритм укачивающих движений.

Тема 4. В мире музыкальных инструментов

Своеобразны жанры музыкально-поэтических споров, состязаний. В искусстве трубадуров XI—XIV вв. таким жанром была тенсона — песня-диспут на художественные, психологические или философские темы. Азербайджанские дейишме — песни-диалоги. При неисчислимом разнообразии конкретных обстоятельств, в которых рождались жанры, их развитие имело и общие закономерности.

Тема 7. Вокальная музыка

Многократное, настойчивое повторение мелодий и ритмов превращало музыку в заклинание. Важнейшие события истории, подвиги богатырей и народных героев легли в основу первых эпических жанров. В бытовых жанрах разных сословий постепенно намечалась и линия развлекательной музыки.

Музыкальные
жанры и стили

В Англии XVI— XVII вв. это «маски», увеселительные представления с музыкой. Жанры, непосредственно участвующие в жизни, иногда называют первичными, прикладными. Жанры серьезной музыки потребовали от создателей напряжения всех творческих и личностных сил: гениальность человеческого мышления нашла в них яркое выражение. От слушателей жанры серьезной музыки требуют глубокого, сосредоточенного восприятия.

Концерт вовлекает нас в атмосферу соревнования солиста и оркестра. Иногда у них даже совпадают названия: вальс, мазурка, марш, песня. Но одухотворенный «Вальс-фантазия» М. И. Глинки резко отличен от предназначенных для танца вальсов. Большинство из них — настоящие поэмы в звуках. Сложный музыкальный образ часто создается из интонаций различных жанров.

Идея судьбы воплощена в интонации фанфары. Наиболее ярко она представлена в медленной части симфонии: трубный глас судьбы грозно прерывает мирную жизнь, грубо вторгается в счастливые мечты и заставляет содрогнуться человека. Музыкальные жанры не остаются неизменными, они обновляются и развиваются. Появляются новые жанры, вызванные изменившимися условиями жизни: музыка к кинофильмам, пионерские и комсомольские песни, пес-ни-марши борцов за мир (см. Пионерские песни, Киномузыка).

Так мы ещё раз убеждаемся, что обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа

Создаются произведения, вбирающие в себя особенности разных жанров. Аккомпанеме́нт (фр. accompagnient — сопровождение) — музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение. Акт (лат. actus — действие) — относительно завершенная часть театрального представления (оперы, балета и т. д.), отделяемая от другой такой же части перерывом — антрактом.

И всё же, несмотря на богатство и многообразие, какими отличаются трактовки различных жанров в музыкальных произведениях, в главном жанры остаются узнаваемыми

С начала XIX в. — обозначение вокальных и инструментальных пьес повествовательного склада. Былина носит характер неторопливого плавного речитатива, подобного напевной речи; иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах. Вальс (фр. valse, нем. Walzer) — танец, происшедший от австрийских, немецких и чешских народных танцев.

Пе́сня — основной вокальныйжанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще

Деревянные духовые инструменты используются также в духовыхоркестрах, различных камерныхансамблях и как солирующие инструменты. В оркестровой партитуре группа деревянных духовых инструментов занимает верхние строчки, размещаясь в указанном выше порядке. Духовы́е инструме́нты — инструменты, различные по форме, величине и материалу, представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат благодаря колебаниям заключенного в них столба воздуха.

Интерме́дия (лат. intermedia — находящаяся посередине) — 1. Небольшая музыкальная пьеса, помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной эпизод или сцена в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения.

Музыкальные жанры не отделены друг от друга непроходимыми перегородками. Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Темп (от ит. tipo — время) — скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Народная песня, отражающая в неисчислимом многообразии разновидностей и жанров самые различные стороны жизни народа, — основной источник музыкального искусства.