Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока

Литература Египта является одной из древнейших литератур мира.Многие сюжеты фольклора и литературы ряда древних и современных народов мира впервые встречаются в египетской литературе. Некоторые египетские сюжеты через греков проникли в литературу европейских народов. Литература Египта оказала влияние на литературы других народов древности, в т. ч. греческую (особенно в греко-римский период).

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». В самом Египте металлов не было, но они добывались в прилегающих областях: на Синайском полуострове — медь, в пустыне между Нилом и Красным морем — золото, на побережье Красного моря — цинк и свинец. В эпоху, предшествовавшую образованию государства.

Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока

Одной из важных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке. Многочисленные винные сосуды, найденные в Нижнем Египте, свидетельствуют о процветании искусства возделывания винограда. Древний Египет — первая древневосточная цивилизация, ставшая после веков забвения известной европейцам. Грандиозный контраст между пустыней, лишенной жизни, и цветущим оазисом, которым страна обязаны Нилу, может многое объяснить в миропредставлении древнего египтянина.

Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности. Этой эволюции сопутствовали значительные внутренние изменения, выдвинувшие Египет в ряд великих древневосточных цивилизаций. Согласно преданию, некоторые важнейшие ритуально-магические тексты были найдены у подножия статуи этого бога в Гермополе (древнеегипетском Шмуну) еще в эпоху Древнего царства.

Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно была велика. Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали особые скринтории – «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты. Игравшие важнейшую роль в сохранении и передаче письменной культуры «дома жизни», согласно египетской традиции, были созданы богами или пользовались их особым покровительством.

При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо художественное истинное творчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят в духовной культуре общества. То же мы видим и в Карфагене, где не только изготовляли предметы в египетском стиле с изображениями главных божеств долины Нила, но даже копировали египетские древности.

Глава 4. Краткий очерк историографии Древнего Востока

Общеизвестно преобладающее значение камня в египетском искусстве, в особенности в архитектуре. Наиболее интересно применение камня в двух отраслях прикладного искусства древнего Египта: в архитектурном декоре и в таких изделиях, как палетки для растирания красок и каменные сосуды. Высокого расцвета в эпоху Древнего Царства достигает ювелирное искусство.

В силу консервативных традиций египетские писцы сохранили большое количество сложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая целые слова иероглифами. Медленность развития и сложность египетской письменности в значительной степени объяснялась тем, что она полностью находилась в руках жрецов, которые обладали «монополией» на знания. В Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника.

Изготовленную таким образом мумию обертывали во множество пропитанных специальными смолами льняных покровов и клали в гробницу. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов — покровителей государства, царя и царской власти. В данном мифе и в других египетских мифах космического и солнечного цикла рассказывается о сотворении мира, об истреблении людей богами, о воскрешении героев. Знания накапливались и передавались в особых школах.

В этих школах царила строгая дисциплина, которая поддерживалась применением телесных наказаний и внушалась особыми «Поучениями». Так, в одном из таких поучений говорится: «О, писец, не будь ленивым, а то тебя строго накажут. Не склоняй свое сердце к удовольствиям, а то ты пойдешь ко дну. С книгами в руках, читай вслух и советуйся с теми, которые знают больше тебя. Счастлив писец, который искушен на всех своих поприщах…

В этих школах помимо письменности давали знания прикладного характера. В египетской письменности уже существовали особые знаки для обозначения чисел 1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Математические знания широко использовались в искусстве. Литература самого раннего периода и есть все, что зафиксировано на письме, будь то мифы или надписи на печатях.

Во всех литературах Древнего Востока можно явственно различить два этапа развития; более ранний — архаический и более поздний — завершающий. Так обстоит с характеристикой первого, древнейшего «слоя» в каждой древневосточной литературе, ее субстрата, позволяющего нам осмыслить самый онтогенез художественного слова, то есть его первоначало.

И в Китае китайской (ханьской) культуре предшествовала иноплеменная, оставившая в числе прочих памятников «гадательные надписи» на панцирях. Старый» Древний мир, — писал Н. И. Конрад, — своими разными сторонами и в каждой зоне — по-своему как бы врос в «новый» и многое в нем предопределил. Так что появление в старом Древнем мире письма создало почву, на которой зародилась и развилась литература как особое явление общественной жизни и культуры…

Древневосточным литературам на завершающем этапе свойственно гораздо большее, чем прежде, жанровое разнообразие, в них больше проявляются и региональные различия, и местное своеобразие. Изложены эти «повествования» в 1-м лице как воспоминания рассказчика. Среди «повествований» выделяется папирус середины XI в. до н. э., содержащий отчёт о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библ – одно из лучших произведений египетской литературы.

Многие из них используются и в египетской прозе. И в прозе, и в поэзии широко применяется игра слов. В религиозных текстах она, возможно, имела магическое значение. Однако же самобытная египетская культура продолжает жить и развиваться и в новых политических условиях даже и в первые века господства римлян.

В VIII в. до н. э. появилось сложное и трудное демотическое письмо, которое, несмотря на свою специфику, является дальнейшим развитием иератического письма. Так, еще в «Текстах пирамид» содержатся гимны Ра, Озирису. Однако не приходится сомневаться, что тогда существовала богатая и разнообразная литература, в основном полностью для нас погибшая. Оказалось, что вазир в обмороке. Развита была и дидактическая литература.

Все эти виды египетского письма возникли и развились в Египте самостоятельно. Египетские мотивы через Библию, а затем и через коптскую литературу проникли в Европу. В эпоху Древнего царства «Тексты пирамид» были уже архаизмом (при фараонах V и VI династии они были лишь записаны). В Египте и соседних с ним областях имелось почти все ему необходимое. Это свидетельствует о наличии сильной гуманистической струи, пронизывающей всю египетскую литературу в целом и, в частности, общественную мысль времен Древнего царства.

Будем читать дальше:


60c1cbd5