Малые и большие народы Сибири

Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Численность бурятов составляет 461 389 человек. Чукчи – кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова.

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России.

Малые и большие народы Сибири

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью.

Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме. Хакасы – один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек.

Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции. Религия – шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами.

Ненцы – один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Эвенки – народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях.

Эвенки – народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты. Ханты – коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Коренные промыслы – охота и оленеводство. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью.

Земледелие в основном было развито у дючеров и дауров

Коряки – коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов – 5 162 человека. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области.

Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились. В 1925-1926 гг. постановлениями ВЦИК и СНК была определена группа так называемых «туземных народностей и племён», получившая льготы в развитии хозяйства. Более 80 лет специальные постановления правительства определяли экономические и социальные льготы для малочисленных народов Севера, выделяли большие средства для развития их экономической культуры.

Среди ханты выделяются три этншические группы — северная, южная и восточная. С XIV в. начался процесс вытеснения народностью манси части ханты из западных областей и их переселение в востонче и северные районы. В результате миграции и этнических контактов с аборигенным населением Севера на ханты сильное влияние коазали ненцы, на востоке — селькупы, в южных районах — тюркоязычные народы, а позднее и русские.

В нём выдерляются северная, южная, восточная и западная группы диалектов. Первоначально манси были расселены на Южном и Среднем Урале и их западных склонах, а также в Прикамье (басейны рек Вишеры и Чусовой). Их более рання топонимика отмечена также на Печоре, Вычегде, в верховьях Вятки и Мезени.

Так, основными традиционными занятиями манси являются охота, рыболовство, сбор дикоросов, у северных и приуральских — оленеводство. Исторически большая часть манси относились к полуосёдлым охотникам и рыболовам. В охоте большую роль играла загонная охота на лося и оленя. Охотились с луком и стрелами (позднее — с ружьём), с собакой. Широко использовали лыжи, которые были двух типов — голицы и подшитые (подклеенные) камусом.

К середине XVII в. численность эвенов и эвенков составила 8,4 тыс. человек

В качестве украшений использовали ложные косы, которые вместе со своими косами обвивали цветными шнурками и украшали медными и оловянными подвесками. В конце XIX в. сенсационно прозвучало «открытие» профессором А.И. Якоби в глубинной тайге Приобья народа нях-самар-ях. Особенности исторического пути аборигенов Дальнего Востока и своеобразие их культур во многом зависели от той географической среды, на фоне и условиях которой жили эти народы.

Их предки – аборигены Крайнего Северо-Востока – были континентальными охотниками на дикого оленя, а также охотились на морского зверя и занимались рыболовством. Межэтнические и внутриэтнические отношения были развиты слабо. В начале новой эры на Крайнем Северо-Востоке появились эскимосы с их специализированной культурой морского зверобойного промысла.

К началу XVII в. в социальном отношении народы Крайнего Северо-Востока находились на стадии первобытнообщинного строя. По языку они относились к палеоазиатской и эскимосско-алеутской группам. К концу XVII в. население Крайнего Северо-Востока, по данным И. С. Гурвича, Б. О. Долгих, составляло 40 тыс. человек. Главным занятием ительменов было рыболовство, подсобным – сухопутная и морская охота, собирательство.

Этногенез юкагиров, эвенов и эвенков (тунгусов) сложен. По мнению И.С. Гурвича, юкагирские племена при всей своей обособленности контактировали с северо-восточными палеоазиатскими, тунгусоязычными народами и сами приняли участие в их этногенезе.

В этногенезе тунгусов (эвенов и эвенков) приняли участие автохтонные племена Сибири. С юга и юго-востока в Прибайкалье пришли тюркские, монгольские, маньчжурские племена, которые смешались с местным населением и, вероятно, дали начало эвенам и эвенкам. В дальнейшем древние тунгусы стали мигрировать как на запад, так и на восток вплоть до Охотского побережья. Для первых первостепенное значение в хозяйстве имели рыболовство, собирательство и охота. Вторые занимались отгонным оленеводством и охотой на диких оленей.

Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Наиболее упорны были в своей борьбе чукчи. Безудержный грабеж русских и иностранных предпринимателей отразился на состоянии хозяйства коренных народов Дальнего Востока.