1.1.1. Изобразительное искусство и его социокультурные смыслы в историческом аспекте

В искусстве Северного Ренессанса сформировался и получил развитие (прежде всего в Нидерландах) такой жанр, как бытовая картина. В истории искусства различают следующие жанры живописи. Жанры в живописи не есть что-то раз и навсегда застывшее. Искусство как способ коммуникации, в котором закрепляется связь между обществом и человеком.

До конца XV в. Ренессанс был явлением только итальянской культуры. Но на рубеже XV-XVI вв. возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии и быстро распространилась по странам Западной Европы к северу от Альп — в Нидерландах, Германии и Франции. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, но наиболее самобытный характер Северного Ренессанса проявился в художественной культуре Нидерландов и Германии.

1.1.1. Изобразительное искусство и его социокультурные смыслы в историческом аспекте

Тем не менее сущность происходивших процессов и в Италии, и в этих странах была общей — расшатывание феодального мировоззрения, становление буржуазного гуманизма, рост самосознания личности.

Пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, и делали вывод, что любое проявление природы достойно изображения. В итальянском Возрождении на первом плане была эстетическая сторона, в Северном — этическая. Северном Возрождении главное место занимали вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения.

Художник и его произведение

Нидерландами в XV в. называли земли у берегов Северного моря, где теперь расположены Голландия и Бельгия. Богатые области, объединенные под властью бургундских герцогов, первенствовали среди европейских стран в экономическом и культурном отношении. Рост городов и уклад городской жизни способствовали формированию нового отношения к конкретной повседневной деятельности.

Картина дня в Артклубе

Во всех слоях общества чрезвычайно усилилось стремление к украшению и опоэтизированию повседневности. Нидерландские художники буквально обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа, копировали мельчайшие детали быта и во всем этом видели прекрасное. Становление нового искусства началось в первой трети XV в. Живописцу Яну ваи Эику безоговорочно принадлежит первенство в нидерландском ренессансе. Это не совсем точно, поскольку способ применения растительных масел как связующего вещества для краски был известен и раньше.

Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны, вытеснив темперу. У нидерландских художников не было стремления к идеализации, героизации, возвеличиванию человека и его деяний. Сложные процессы общественной жизни середины XVI в. в Нидерландах оказали влияние на развитие живописи. Это неизбежно порождало мысль о ничтожности отдельного человека и его деятельности.

Наиболее выразительными в этом плане стали работы последнего художника нидерландского Возрождения Питера Брейгеля Старшего. Их веселые и бестолковые забавы — своего рода символ абсурдной деятельности всего человечества. В мировой живописи пейзажи Брейгеля занимают особое место, ибо нет других таких изображений природы, где космический аспект мироощущения был бы гак органично слит с житейской повседневностью.

Становление культуры Возрождения в Германии происходило значительно позже, чем в Италии и Нидерландах. Средоточием и центром культурной жизни были города, которые представляли собой оазисы в феодальной стране, вся культура которой была под контролем церкви и сохраняла средневековый характер. Распространение этих идей вызвало борьбу против феодального строя и католической церкви, общий культурный подъем, обновление литературы и искусства.

Его художественное видение мира отличается стремлением как можно более объективно отразить действительность, добиться от живописи и рисунка полной достоверности. Выбор тематики и особенности стиля Дюрера, как и всех немецких художников, обусловлены его глубокой религиозностью. Накаленная религиозными распрями атмосфера, ожидание пришествия антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость воплотились в величайшем творении Дюрера «Апокалипсис».

На искусство Кранаха определенный отпечаток наложили вкусы саксонского двора, с которым художник был связан почти всю жизнь. В его живописи особенно отчетливы готические мотивы. Его мадонны и другие библейские героини — явные горожанки, современницы художника. Век немецкого Возрождения был недолог.

Но в истории культуры эта эпоха осталась как целостное явление, давшая миру плеяду мастеров слова и живописи. Благодаря этой эпохе народы северных стран были вовлечены в общеевропейский культурный процесс. Новый, вольный ветер проносится в этом городе. Вдохновенные и жизнерадостные. Возрождения, заложившие основы нового искусства. Христа и Аполлона. Бойся быка спереди, мула сзади, а монаха и спереди и сзади».

Францией и Германской империей. Век гуманизма. Голова его слегка повернута в сторону. 21 декабря 2016 г. в Москве в Центральном Доме художника открывается художественная выставка «ШЕДЕВРЫ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА.

На выставке, занимающей все залы 3-го этажа Центрального Дома Художника, представлено более тысячи произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В основе обширной экспозиции действительно шедевры, произведения корифеев живописи, работавших во всех республиках единой страны. Экспозиция послужит и весомым опровержением мифа о том, что искусство национальных республик подвергалось в СССР давлению и дискриминации.

Графика (в переводе с греческого – «пишу, рисую»). 3) искусство рисунка. В процессе этого, по мнению П. Я. Флоренского , познание распадается на два этапа: формирование чувственных образов и мысленная обработка чувственных данных. Благодаря произведениям искусства человек знакомится с разными эпохами и странами, поколениями и личностями. Коммуникация в искусстве является особенным видом социального общения.

Искусство как способ компенсации в монотонной жизни человека, в которой через восприятие художественных образов человек проживает жизнь вместе с героями любимых произведений. При взаимодействии с искусством все скрытые желания и нереализованные возможности человека компенсируются. В таких видах искусства, как кино, театр и литература, взаимосвязь более очевидна, а в музыке, живописи и архитектуре механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

Психология искусства рассматривалась Л. С. Выготским как учение об эстетической реакции через живое действие человека, в котором интегрировано социокультурное, личностное и нейрофизиологическое. Современный человек обращается к искусству для того, чтобы в зависимости от степени «овладения языком искусства» получить удовольствие.

В процессе художественно-эстетического развития личности накопление художественных ценностей основано на формировании индивидуальной системы ценностных основ отношения ребёнка с искусством. Представленная в искусстве «картина мира», обусловлена социокультурной реальностью в историческом контексте, имеющем в современных условиях формат «поликультурного пространства». 1. В чём заключается специфика искусства?

Искусство как катарсис – центральная и определяющая часть эстетической реакции, проявляющаяся в преобладании аффективного противоречия. В искусстве живописи использую различные техники изображения. Происходящие изменения картины мира в разные эпохи меняют творческие установки художников и взгляды современников на искусство. Сегодня занимающийся живописью художник может работать в театре, на промышленном предприятии и многих других местах.