Тысяча лучших произведений мировой художественной литературы в русских переводах, рекомендованных для комплектования школьной библиотеки

В сказках нет акцента на одежды Бабы-яги. На основании текстов сказок мы попробовали реконструировать обрядовый смысл действий героя в гостях у Бабы Яги — жрицы культа мертвых и колдуньи.

Письменное упоминание Бабы-яги сделал в 1588 году английский путешественник Джильс Флетчер в книге «О государстве русском». Он читал о поклонениях кумиру «золотой или яге-бабе», приехав в пермский край к самоедам обнаружил, что это «пустая басня». Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть.

Тысяча лучших произведений мировой художественной литературы в русских переводах, рекомендованных для комплектования школьной библиотеки

Яга — мать трёх демонических дочерей (иногда — царевны, чудесной невесты героя), змея, которого убивает герой сказки. Владимир Даль дополняет: «она простоволоса и в одной рубахе, без опояски: то и другое — верх бесчиния». При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры.

Краткое описание детских сказок

Этот образ Бабы-яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. В Сербии, Черногории и Хорватии зовётся Бабой Рогой (то есть Рогатой бабой) и ею пугают маленьких детей, когда те капризничают и не хотят ложиться спать (ср. Бабай).

По мнению белорусских этнографов, здесь Баба-Яга предстает в облике покойника в гробу-домовине, и именно этим объясняется, «нос в потолок врос». На лубочной картинке она одета в зелёное платье, сиреневую кичку, лапти и брюки. В современном представлении Баба-яга — хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти. По этой версии, Баба-яга — это проводник (душ умерших) в потусторонний мир и одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых.

Мы сделаем попытку определить, в какой же последовательностидействует Яга, как поступает она с героем и почему

В этих легендах Баба-яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

Даже если ты внучка бабы Яги, угодив в Волчью долину, будь осторожна

В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых.

Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она „пирогом подпёрта“, „блином крыта“, что в детских сказках Запада соответствует „пряничному домику“. Согласно указателю сюжетов сказок в мире очень распространён сюжет, схожий со сказками о Бабе-Яге.

В сборник вошли самые известные и любимые русские сказки, где одними из главных персонажей являются Баба-яга и Кощей Бессмертный

Специалисты считают, что в этом отразился древний обряд возрастной инициации юношей и девушек. В нём инсценировалась символическая смерть (например, прохождение через огонь — «печь Бабы-Яги»), а после обряда испытуемый считался рождённым в новом качестве. Согласно такой трактовке, в сказке «Морозко» подобное испытание прошла падчерица, а родная дочь мачехи погибла.

Этот сюжет тоже связывают с обрядом посвящения юношей в мужчины. Фольклористы отмечают, что сказочные Яга, фрау Холле, Морозко, людоеды, и другие сказочные старики и старухи — все происходят от персонажей, охраняющих вход в мир мертвых. С этим же связывается избушка Бабы-Яги и пещера госпожи Метелицы, которые многие учёные считают древними местами захоронений.

Он отмечает персонажей, чьё имя, как и у Яги, имеет похожий корень -ie. Это: др.-инд. В мифах Геката тоже держалась кладбищ и перекрёстков, как и женская пара Януса Диана. В этом видится связь с Бабой-Ягой, которая без ступы, — её неприменимого атрибута, плохо ходит или не ходит вообще. Также Степанов, опираясь на работу А. А. Королёва, предполагает связь Берты-Перхты — добрых ипостасей Бабы-Яги — с кельтской Бригитой.

Так, Баба-яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Существенным атрибутом жилища Бабы-яги является тын, на кольях которого насажены лошадиные черепа, используемые в качестве светильников.

Исполняется как на русском, так и на английском языках. Советский и российский композитор Теодор Ефимов написал музыку к песенному циклу о Бабе-яге. В цикл вошли три шуточных песни: «Баба-яга» (слова Ю.Мажарова), «Баба-яга-2 (Лесной дуэт)» (слова О. Жукова) и «Баба-яга-3 (Про Бабу-ягу)» (Сл. Э. Успенского).

Также есть песня Давида Тухманова на стихи Юрия Энтина «Добрая бабушка Яга» в исполнении Александра Градского, вошедшая в цикл «Ужастик-парк». У немецкой готик-метал группы The Vision Bleak есть песня «Cannibal Witch», посвященная Бабе-яге.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Очевидно, это иллюстрирует глобализацию современной культуры и восприятие славянского образа на западе: про все сюжеты не знаю, но современное игровое восприятие — раскрывает. Потебня А. А. Баба-Яга // О мифическом значении некоторых поверий и обрядов / добав. П. Лавровский Критический разбор исследования А. Потебни.

А так же сказки в пересказе К.Д.Ушинского). В список вошли шедевры мировой художественной литературы, написанные как по-русски, так и на иностранных языках. Во втором случае отобраны переводы произведений на русский язык, признанные лучшими, и указаны переводчики. Фамилии и инициалы зарубежных авторов даны в общепринятом для русских переводов варианте.

Баба-Яга превращается в чисто сказочный персонаж

Для зарубежных авторов, живших до ХХ столетия, указан также век. Для писателей ХХ столетия указание века не дается. В случае когда автор известен в основном произведениями малых жанров и среди них невозможно выделить одно-два, наиболее ярко характеризующее его творчество, предлагается сборник произведений.

В подборке хочу собрать произведения, в которых главным или второстепенным героем является Баба-Яга. Баба-Яга — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень.

Домик в наследство достался, да и тот от Бабы-яги. Лиса и журавль попали в яму, выкопанную охотником. На другой картине Баба-яга одета в красную юбку и сапоги. И у Бабы-Яги в разных сказках нога может быть костяной или металлической, или ноги разные — «одна нога говённа, другая назёмна». Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых.