Словарь древнерусских слов

Латырь-камень — центр координат мира и человека в славянской мифологии. Богооткровение в Священном Писании. По происхождению это слово сложное. Божий, Божественное Слово и Сын Человеческий. Точнее смысл и значение слов переданы в былинах… Слово материя имеет в русском языке несколько значений.

2.мн. ч. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Алконост — от древнерусского речения «алкион есть (птица)», от греческого alkyon – зимородок (греческий миф об Алкионе, превращённой богами в зимородка). В руках держит райский цветы и развернутый свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле. В отличии от птицы Сирин, всегда изображалась с руками. Именитый — богатый, знатный Инок — в церкви.

Название «изба» происходит от слова «истопить» (исходный вариант — «истобка» /с берестяной грамоты, XIV век — Новгород, Дмитриевская улица, раскопки/). Хорошо! др.-рус.Ладно — слово имеет множество значений в зависимости от интонации.

В дохристианский период на Руси суббота и воскресенье называлось – преднедельник и неделя (или седмица) соответственно. Недоимка — не уплаченный в срок налог или оброк. Неисповедимый — невыразимый словами, непостижимый. Нетути — об отсутствии чего-либо в наличии (синонимы: нет этого, нету того, нетушки). Сбить с панталыку» — привести в замешательство, в состояние растерянности, отвлечь от правильной мысли, смутить, толкать на что-либо дурное, запутать и «сбить с толку».

Древнерусский язык

Раньше, в старину, поветрием называли эпидемию (быстрое и массовое распространение заразных инфекционных заболеваний). Посконное мужичьё — презрительное название людей низкого сословия, в дореволюционной России. Ну-с», «да-с», «нет-с» и т.п. С» к концу слов (так называемый словоерик-с, как сокращение от слова «сударь»), изначально — для выражения своего почтения к собеседнику и поддержания определённого статуса межличностного общения.

Без конверта, без письма, весть ко мне пришла сама» (слова из популярной, в конце прошедшего столетия, песни вокально-инструментального ансамбля «Лада»). Картины, созданные, в камне, самой природой — украшают многие музеи и художественные галереи. Обыденные предметы — общие (то есть — ничьи; принадлежность всем и никому в отдельности) вещи, важные для всех в одинаковой степени, при общих обрядах.

Чудодейственный камень (в русских народных поверьях). Истории об этих краях, на первый взгляд, нереально сказочные, но современные учёные до сих пор не могут толком объяснить всех аномалий и чудес, происходящих в подобных местностях, на тамошних озёрах. Подробнее информация есть на других сайтах в Интернет. Алатырь-камень в сказках и былинах встречается в виде фразы: «На море на окиане, на острове на Буяне лежит Камень-алатырь».

что такое красота

Слово Божие, лежащее, по словам евангелиста Иоанна, «в начале» всего сущего, явилось инструментом творения и нашло отражение в человеке – создании разумном и словесном. Однако подобно тому, как с первородным грехом человеческая природа соединяет антонимические божественное и дьявольское начала, столь же антонимична будет оценка языка и словесных поступков человека.

3] Конечно, святитель имеет в виду долженствование: подобие не означает равенство, но сходство и устремление к уподобляемому. Насколько ограничен этот пространный ряд? Можно ли привести его в систему? Что противостоит этим «темным» словам?

Язык и словесная способность приобретают теперь ту двойственную противоположность, которая будет свойственна всему, что касается до человека. Этот материал требует не только прояснения, но и систематизации. Человеческое слово – инструмент для создания единомыслия и единосердечия. Если Слово Божие есть инструмент творения мира, то слово человеческое есть инструмент организации любой совместной деятельности.

Слово становится свидетельством и носителем греховности, более того, его основным выразителем. Материал, касающийся всесторонней оценки слова – языка – уст, требует в педагогических целях не столько прояснения, сколько систематического и выразительного описания.

Первоначальные дохристианские оценки языка и слова имеются в фольклоре как форме культурно-ценностных высказываний, которые народная память сохраняет как ценностную и руководящую к действию. В фольклоре речь идет о достижении практического (обычно личного) успеха. С позиций обыденной морали это — начало языкового образования, и каждый человек постигает эти сведения еще в детстве. Затем (пользуясь этими правилами ежедневно и ежечасно!) человек как бы забывает о правилах речи, хотя именно ими организуется и проверяется всякая его деятельность.

Возможна систематизация правил и суждений о языке, зафиксированных в текстах Священного Писания. Предлагаемый анализ правил речи считаем возможным назвать религиозной этикой речи, поскольку духовная мораль, выраженная в этих текстах, будет говорить о нормах и рекомендациях в обращении с языком. Взгляды на мир и принципы поведения человека оказываются другими, ценностными оказываются другие категории, которые, может быть, и звучали в практической морали, но были только «лично» выгодны.

Урожай преображения

Последовательное прочтение «Книги притчей» показывает, как обращение к философии («мудрости») постоянно соединено с действиями в языке. Одно как бы не существует без другого. Чистота сердца дает человеку жизнь, долголетие, опору в существовании. Антиномия истины и лжи, идущих от «языка», будет постоянно обсуждаться в разных сентенциях. Тонкую деревянную палочку-лучинку вставляли в светец. По правую, правая рука в старину называлась десница.

Руси в XIII веке?(Налоги Золотой Орде на подвластных землях назывались Числом. Чтобы это значило?(В те времена зеркала были доступны не каждому. С XVIII в. двором стали называть королевское окружение. XIX в. шведским химиком Нобелем, который и изобрел это взрывчатое вещество. XI в. Слово с той же индоевропейской основой встречаем в армянском языке (darbin), однако оно имеет иное значение – «кузнец».

В красках, в сложных и мудрых композициях новых икон (особенно в начале XVI в.) Русь выражала свои глубокие догматические прозрения. О России и русской философской культуре. Этот фрагмент из работы Георгия Федотова очаровывает своею утонченною красотою, но именно ОЧАРОВЫВАЕТ и именно КРАСОТОЮ. Г.П.Федотова озадачивало противоречие, между Софией и Логосом, иными словами, между Софийной Русью и тем, что она якобы чужда Логосу.

Владимир Микушевич

При этом спорили отнюдь не о словах. Логос был явно обременен выраженным языческим или даже антихристианским прошлым в духе неоплатонизма и гнозиса. Эллинская языческая мудрость противопоставляла мифу логос как рассудочно-рационалистическое начало, что и унаследовано словом «логика».

Это скрытое противостояние смыслов в слове «логос» настораживало уже Древнюю Русь. «Суть же греци льстивы до сего дня», — писал преподобный Нестор. Не отсюда ли скрытая пагубная трещина в основе величественного здания, каким, несомненно, была Византийская империя, трещина, приведшая, наконец, к ее бесславному падению? Слово может быть только засвидетельствовано, явлено всем существом своего провозвестника. Князь Е.Н.Трубецкой назвал иконопись «умозрением в красках».

Бог и Господь). Это иное не было новым, оно-то и было вечным в лике Христа. Бог-Отец — Вседержитель (Pantokrator), Творец мира видимого и невидимого. Начала вульгарного отношения к языку и слову — в непонимании их практической ценности и духовной природы. Но само слово «целомудрие» означает нечто большее, чем «целость» и «мудрость» порознь, хотя такое разделение и невозможно.