Синтаксис в русском языке.

Заимствованные слова, как правило, подчиняются орфоэпическим нормам современного русского литературного языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. В соответствии с законом русского произношения перед гласным произносится мягкий согласный.

Орфоэпические нормы русского языка – это целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность.

Итак, рассмотрим основные правила идеального литературного произношения. Чётко и явственно в русском языке произносятся только те гласные, которые находятся под ударением. Произношение других звуков в слове регулируется законом редукции (лат. reducire – сокращать). Этот закон объясняет менее четкое и ясное произношение безударных гласных в слове. Рассмотрим проявление закона редукции.

При произношении согласных в качестве орфоэпических норм действуют другие законы: уподобления и оглушения. В женских отчествах: Лукиниа, Кузьминиа. Несмотря на смягчение большинства согласных перед «е», в некоторых словах смягчение не происходит: антнна, гентика. Ударение в русском языке не является статичным и может меняться из-за смены формы слова, падежа и много другого. Слово орфоэпия — интернациональное: оно существует во многих языках и обозначает одно и то же — систему правил произношения.

Каждая сфера литературного языка имеет свою систему норм, обязательную для всех его носителей (например, лексические, морфологические нормы). Если система орфографических норм обеспечивает единое написание, то орфоэпические (произносительные) нормы призваны унифицировать произношение.

Как же возникают варианты произношения? Петербургское произношение не стало орфоэпической нормой, оно не было признано сценой, именно московской норме следовали артисты петербургских императорских театров. Некоторые особенности петербургского произношения оказали впоследствии существенное влияние на развитие системы русского литературного произношения.

Синтаксис в русском языке.

Действительно, многие черты «образцового» московского произношения теперь практически утрачены литературным языком. В поэзии прошлого века эта особенность произношения широко использовалась в точных рифмах. Сейчас у подобных прилагательных и глаголов распространяется орфографическое произношение: одино′й, стро′й, ти′й; посту ватъ, отпу′вать, разма′ватъ.

Такое произношение называется икающим. Акание и икание составляют норму русского литературного произношения. На отдельные слова норма произношения с не распространяется. Произношение жле′ть, жке′т, лошде′й, двадцти; тридцти′ хотя и распространено, однако не может считаться литературной нормой и в ряде случаев носит даже диалектную окраску. Следует помнить, что различение звуков и в безударных слогах касается весьма ограниченного слоя лексики.

Орфоэпические нормы при произношении согласных.

Определённого рода исключением оказывается во многих иноязычных словах звук , который может сохраняться в большинстве безударных позиций: поле′ты, брудрша′фт, д′кольте′. В других случаях имеют место произносительные варианты: жёлчь и желчь, белёсый и белесый, головешка и головешка, поблёкнуть и поблекнуть, манёвры и маневры. Хотя некоторые словари и признают подобные варианты если не равноправными, то допустимыми, естественно стремление говорящих выбрать наиболее правильную форму произношения.

В пустыне чахлой и скупой,На почве, зноем раскаленной,Анчар, как грозный часовой,Стоит — один во всей вселенной. Однако с течением времени возобладала общая тенденция произнесения о и в этих словах.

Однако в речевой практике мы встречаемся с фактами, противоречащими этому правилу. Даже давно освоенные русским языком иноязычные слова, вошедшие в широкий речевой обиход, произносятся некоторыми с твёрдым согласным. Всё же основная тенденция движения нормы у этого типа слов заключается в переходе от твёрдого произношения согласного к мягкому. В связи с отсутствием твёрдых правил в отношении подобных слов, их произношение следует выяснять из новейших орфоэпических справочников.

1. Произношение гласных звуков определяется позицией в предударных слогах и основано на фонетическом законе, называемом редукцией. Первая норма – это количественная и качественная редукция гласных звуков в безударном положении. В редких случаях гласный звук произносится на месте а и в положении перед твёрдыми согласными. Ударение в русском языке не является фиксированным, оно подвижно: в разных грамматических формах одного и то же слова, ударение может быть разным: конЕц – конЕчный – закОнчить.