Печаль без горя и забот: структура мотивов стихотворения А.С.Пушкина “19 октября” 1825 года

Пора и мне… пируйте, о друзья! И первая встреча – приезд Пущина в Михайловское – это частица и замена ежегодного лицейского праздника. И бодро я судьбу благословил. Но многие ль и там из вас пируют? 19 октября” — это стихотворение о победе воображения. Но в стихотворении открыто, явно выражена не эта, а противоположная мысль — о неспособности воображения соединить поэта с лицейскими товарищами.

19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России. Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев.

Печаль без горя и забот: структура мотивов стихотворения А.С.Пушкина “19 октября” 1825 года

Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября», которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей. Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией.

Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. «19 октября» – не исключение. В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции.

Пушкин сообщает, что новые друзья оказались «ложными». Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что «пока еще мы тут», и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве.

Статья по литературе (10 класс) на тему: Анализ прочтения стихотворения «19 октября» (1825) А. С. Пушкина.

Автор говорит, что провел этот день «без горя и забот». Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений. Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен», – такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов. Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: «друзья мои», «несчастный друг», «мой брат родной по музе, по судьбам», «мой запоздалый друг» и прочие.

В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными. Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Глядим назад, следов не видя там.Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,Мой брат родной по музе, по судьбам? Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин.

Том 2. Стихотворения 1823–1836. 19 октября — день основания лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска. Чужих небес любовник беспокойный — Матюшкин, Федор Федорович (1799—1872), моряк; он был в это время уже в третьем плаванье, кругосветном.

Куницын, Александр Петрович — преподаватель «нравственных и политических наук» в Царскосельском лицее, один из самых любимых и уважаемых профессоров Пушкина, известный своими передовыми убеждениями. Меня друзья сегодня именуют…

Ты в день его Лицея превратил. Всё тот же ты для чести и друзей. Мы встретились и братски обнялись. И шумные нас радуют мечты… И сколько чаш, подъятых к небесам! Но за кого? о други, угадайте… Мы близимся к началу своему…

Н.В. КОЛЕНЧИКОВА,
лауреат Пушкинской премии 2004 года
в странах СНГ и Балтии,
г. Минск

Стихи были вручены Пушкиным Анне Петровне Керн 19 июля 1825 г. в день ее отъезда из Тригорского. Для первой строфы этого стихотворения Пушкин взял без изменений 5 первых стихов неоконченного послания Пущину, писанного еще в 1825 г. См. «Из ранних редакций».

Пушкин воспитывался здесь с 1811 по 1817 год. (см. подробнее о Лицее). 30. ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД… – стихотворение распространилось в списках. Пушкин передал его Александре Григорьевне Муравьевой, отъезжавшей из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 г. (см. на сайте «К уроку литературы» страницу «Восстание 14 декабря 1825 года»).

В двух первых строфах говорилось о печальном пире, ибо это пир одинокий и потому противоестественный. В предпоследней строфе Пушкин противопоставляет себя, одинокого изгнанника, неведомому товарищу.