КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Кто в семье самый хороший и почему? Мне девять лет. Я учусь в третьем классе. Кто больше всех нравится ребенку и почему? Кто самый грустный и почему? В установке не расшифровывайте и не обсуждайте с ребенком, что такое семья. Пусть он понимает, как понимает.

Детские рисунки с присутствующими на них нарисованными карандашом симпатичными семьями выглядят очень красиво. И здесь как взрослые картинки, так и рисунки доступные для реализации ребенком. С нами вы сможете нарисовать семью легко и быстро.

КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент. Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.

Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке. При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию. В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания. На этом рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке за решеткой живет сам художник.

А огромные «руки» – антенны на крыше напоминают стоящих над ребенком родителей, которые подавляют чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги. Видя такой рисунок, сразу понимаешь, что ребенку плохо, ему необходима помощь. Семья в сборе, улыбки на лицах, все протягивают руки друг к другу, поддерживая и помогая. Ребенок любит всех и себя в том числе, много мелких деталей, яркие цвета. От рисунка веет радостью и свободой.

Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка. Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье».

АГРЕССИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот. Голова. Это – важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость – в голове.

Уши.Это – орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники. 13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных? Время начала и окончания работы. Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение? Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

Инструкция к тесту

Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.

Если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными. Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка.

В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. Ребенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека. Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости.

Если же ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался. Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт.

Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности. Если же ребенок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении.

Интерпретация результатов теста

Частое явление в детских рисунках – отказ рисовать младшего сиблинга. Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей.

В целом это указывает на то, что ребенок чувствует себя не комфортно. Следует поговорить с ним о том как ему в садике (школе) и дома. “Тебе нравится в садике? Есть ли друзья (сколько, расскажи о них, что вы вместе делаете)?” и т.п. 10 лет), рисует только нашу семью. Муж(его отец),я и мой сын(тоже 10лет).А свою маму, отчима, братика, бабушку(с которыми он живет)не рисует..

Не рисует семью отца. Хотя мы обсуждаем, я спрашиваю, почему маму(папу)не нарисовали? Они отговариваются, что забыли…Через пару дней рисуем-опять только мы с мужем на картинке и они вдвоем.

Десятилетний Шурик К. живет с родителями, сестрой Риной и бабушкой. Однако на рисунке семьи мама и бабушка отсутствуют (рис. 148). По словам мальчика, они не получились. Маму он действительно попытался было нарисовать, однако затем стер рисунок, бабушку рисовать даже не начинал. В итоге на рисунке оказались сам Шурик, две его сестры, двоюродная сестра и папа. В действительности старшая сестра, 22-х лет, живет отдельно, своей семьей; двоюродная сестра также живет отдельно.

В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Серьезное неблагополучие, проявившееся в рисунке семьи животных, отнюдь не было очевидным по сделанному Толей рисунку человека (рис. 158). В целом рисунок производит благоприятное впечатление.