I. Развитие угольной промышленности России

Особенно явственно ощущается потребность в реструктуризации в Северо-Кавказском, Восточно-Сибирском и Западно-Сибирском районах. В табл.1 хорошо просматривается следующий «квадрат» – черная металлургия и химическая промышленность в Восточно-Сибирском и Западно-Сибирском регионах.

Восточная Сибирь, занимая 1/4 территории страны и охватывая бассейны р. Енисея и оз. Байкал, была и остается районом крайне суровой природы, слабого заселения, но богатой природными ресурсами. Основу промышленного развития составляет электроэнергетика, по объему производства уступающая лишь Центральному району. Дальнейшее развитие КАТЭКа может довести добычу угля до 1 млрд. т и производство электроэнергии до 100 млн. кВт с передачей ее в соседние страны.

Сельское хозяйство опирается на небольшие пахотные угодья, расположенные в горных и речных долинах на юге района. Более 90% земель района занято лесами, тундрой, лесотундрой, горными склонами с кедровым стлаником, которые используются коренным населением как охотничье-промысловые угодья и пастбища оленеводства.

Значительно сложнее ситуация в северной части района, где нет сухопутных дорог круглогодового действия и связь осуществляется речным транспором по Енисею и его притокам. Восточная Сибирь тяжело переживает экономический кризис 90-х годов. Фактически все отрасли промышленности резко снизили объемы деятельности. Население Восточной Сибири невелико — 9 млн.чел.

Плотность населения повсюду мала и меняется от 5 чел/км на юге района до 1 -2 чел на 10 км2 на его севере. Более 70% населения живет в городах, самые крупные из которых — Красноярск и Иркутск, остальные имеют по 50-200 тыс. чел. Сельское население проживает очагами, в основном на юге района. Неблагоприятна экологическая обстановка в центрах энергетики и цветной металлургии, лесопереработки и химических производств, а это по существу все крупные города района и их окружение.

I. Развитие угольной промышленности России

Перспективы района на ближайшие годы связываются с ресурсными отраслями. Однако стратегия экономического роста связана с более современным производством, способным вывести район на новый этап развития. В районе перспективно создание транспортных средств высокой проходимости — вездеходов, снегоходов, речных судов, малых самолетов и вертолетов, рассчитанных на местные условия.

5. Подпрограмма «Безопасность и охрана труда в угольной промышленности»

Огромные пространства, бездорожье, природа и ее ресурсы, малая заселенность диктуют специфику развития этого района. Они позволят сократить время в пути на 40% и снизить транспортную составляющую в цене продукции, прогнозирует министерство.

Год назад Китай обеспечивал 41% транзита через Россию, в этом году доля выросла до 74%, сказал директор по фондовому рынку и работе с инвесторами «Трансконтейнера» Андрей Жемчугов. Так вот, эта дорога в районе Оренбуржья упирается в русскую степь, и там больше ничего нет. Это следствие межгосударственной несогласованности – Россия с Казахстаном не договорились».

С каждым годом усиливается потребность страны в разработке и проведении эффективной структурной политики, которая позволила бы упрочить позиции российской промышленности. Можно ли предложить какую-либо работоспособную методику идентификации узких мест промышленности и если да, то каким образом обстоит дело с таковыми в России?

Например, в этом случае возникает возможность сказать, предприятия какой подотрасли и какого региона страны находятся в неблагополучном состоянии. Во-вторых, подобные расчеты за предыдущие годы нецелесообразны из-за их дороговизны и сложностей в восприятии.

Это чрезвычайно сложно и может быть оправдано только в особых, крайних случаях. Помимо всего прочего табл.1 позволяет уяснить степень проблемности каждой подотрасли промышленности и каждого экономического района.

Наиболее сбалансированная отраслевая структура характерна для Калининградской области, Северного, Северо-Западного и Центрального районов страны. Например, Северо-Кавказский район находится в таком сложном положении, что для него вообще сомнительной выглядит какая-либо быстрая и эффективная реструктуризация промышленного производства.

2. Структура и этапы реализации Программы

Так, например, химическая промышленность, сосредоточенная в Дальневосточном районе, в 2 раза эффективней, чем ее аналог в Северо-Кавказском районе. Это означает, что элементы данной отрасли могут служить только в качестве производственных «выходов» и не работают в качестве «входов». Последние 10 лет стали для угольной промышленности этапом стабильного развития, который совпал с восстановительным ростом экономики страны.

В соответствии с требованиями рынков сбыта, и прежде всего внешнего, растет качество производимой угольной продукции. В первую очередь это относится к проблемным шахтам в Прокопьевско-Киселевском районе Кузбасса и разрезу «Коркинский» в Челябинской области. В последние годы в угольной промышленности из-за снижения престижности шахтерской профессии ощущается острый дефицит специалистов всех уровней.

Перспективы развития угольной промышленности связаны с решением проблем системного характера. Основным вызовом развитию угольной промышленности России в настоящее время является превышение предложения угля над спросом, приведшее к долговременному снижению цен на внешних угольных рынках.

Приведенные табл.1 и 2 позволяют довольно просто определить отрасли и регионы, находящиеся в наиболее сложном положении. Лесная промышленность в Центрально-Черноземном районе работает в 3 раза эффективней своего «собрата» в Западно-Сибирском районе.